+7 (495) 765-3504
+7 (495) 518-5350
info@sadko-online.ru 

21.08.17
Где застрахованные туристы чаще всего попадают в ДТП за границей? Статистика ассистанса

21.08.17
Средняя выплата по ОСАГО выше 100 тыс. рублей в 14 регионах России

18.08.17
Доля страхования в стоимости владения автомобилем снизилась

Нарушение порядка в судебном заседании

 

Опубликовано: 14.06.17 09:51

Нарушение порядка в судебном заседании

Нарушение порядка в судебном заседании является формой проявления неуважения к суду, умаления его авторитета и, таким образом, направлено на подрыв легитимности судебного постановления.

При рассмотрении судами уголовных дел выработан единственный эффективный способ борьбы с нарушением порядка в судебном заседании – удаление виновника из зала (ст.258 УПК РФ).
По-существу аналогичная норма действует применительно к арбитражному процессу для разрешения экономических споров (ст.154 АПК РФ).

Гражданские дела могут затрагивать имущественные и/или личные права большого числа людей – вот почему в гражданском процессе предусмотрены меры защиты от массового нарушения порядка: перевод заседания в закрытый режим или отложение разбирательства (ст.159 ГПК РФ).

Обеспечение же порядка в судебном заседании по административным делам регулируется специфически - в зависимости от категории дела.
Так, например, меры по обеспечению порядка в судебном заседании при рассмотрении административного дела по правилам КоАП РФ сегодня вообще не установлены (если не считать «универсальной» нормы ст.17.3 КоАП РФ).
Но, если административное дело рассматривается судом по правилам КАС РФ, то к нарушителю может быть применен целый арсенал мер процессуального принуждения (ст.144 КАС РФ), среди которых такие «новинки», как: ограничение выступления участника судебного разбирательства, лишение участника судебного разбирательства слова.

В целом, санкции за нарушение порядка в судебном заседании сегодня нормативно не систематизированы и существенно различаются в зависимости как от вида судебного производства, так и от актуальности для законодателя текущей версии соответствующего кодекса.

В этом смысле выглядит не случайным появление именно сейчас постановления Пленума Верховного суда РФ от 13 июня 2017 года № 21 «О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел», посвященного решению вопроса - когда «для осуществления надлежащего руководства судебным процессом может требоваться применение мер процессуального принуждения – действий, совершаемых судом в отношении лиц, нарушающих установленные в суде правила и препятствующих осуществлению административного судопроизводства (статья 116 КАС РФ).»

Примечательно, что Верховный суд РФ за счет расширения перечня фактически ужесточил санкции к нарушителям порядка в судебном заседании при рассмотрении общественно значимых административных дел, указав в п.2 постановления, что к ним неприменима ст.17.3 КоАП РФ.
Так, формат «мягкой силы» теперь позволяет за счет вышеуказанных мер процессуального принуждения по КАС РФ предоставить другой стороне элементарное преимущество при рассмотрении административного дела: «удаление из зала судебного заседания лица, участвующего в деле, его представителя не препятствует дальнейшему рассмотрению дела и принятию решения по нему» (см. п.9 постановления).

Более того, своим постановлением Верховный суд РФ фактически дополнил нормы КАС РФ о применении мер процессуального принуждения такими новеллами, как: «разумные пределы времени выступления», «характер вины» нарушителя, «право» суда взыскать расходы на привод при недоказанности несения таких расходов, «явное пренебрежение» к установленным в суде правилам поведения и т.д.

Таким образом, принятое Верховным судом РФ постановление развивает законодательный тренд на укрепление процессуальных позиций государства в судебных разбирательствах со своими гражданами, лишь напоминая судам про обязанность осуществлять руководство судебным процессом, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность.

Absit omen!

 

Версия для печати

  

Предыдущая новость  | Назад | Следующая новость