+7 (495) 765-3504
+7 (495) 518-5350
info@sadko-online.ru 

23.06.17
О стратегии защиты прав потребителей финансовых услуг

22.06.17
Более 200 тысяч недействующих компаний исключены из ЕГРЮЛ с начала года

21.06.17
В деле о крупном страховом мошенничестве поставлена точка

Защита прав потребителей страховых услуг в 2016 году

 

Опубликовано: 13.06.17 09:57

Защита прав потребителей страховых услуг в 2016 году

Опубликован государственный доклад Роспотребнадзора «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году».

Прежде всего, Роспотребнадзор отмечает сравнительно небольшую долю (5,1%) обращений потребителей финансовых услуг в общем объеме обращений, поступивших в Роспотребнадзор. При этом, в структуре обращений граждан в Роспотребнадзор преобладают обращения, связанные с нарушением прав потребителей организациями банковского сектора – 17 265 обращений (70%) и страховыми организациями – 4 798 обращений (20%).
Количество обращений граждан, недовольных оказанными услугами страховых организаций, поступивших в 2016 г. в Роспотребнадзор, уменьшилось на 28% (в 2015 г. было 6 675 таких обращений).

Отрицательную динамику обращений в отношении страховых организаций в 2016 г. (на 28% меньше, чем в 2015 г.) Роспотребнадзор объясняет деятельностью Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, а также вниманием, которое уделяется этому сектору потребительского рынка со стороны заинтересованных органов государственной власти.

Роспотребнадзор отмечает сохранение в 2016 году в качестве преобладающей тематики жалоб на страховые компании:

  • неверное (по мнению заявителя) применение коэффициента «Бонус-малус» при заключении договора ОСАГО (42% от общего числа жалоб в отношении страховых организаций);
  • отказ в заключении договора ОСАГО, в том числе по причине отсутствия бланков страховых полисов (16% от общего числа жалоб в отношении страховых организаций);
  • навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО (11,5% от общего числа жалоб в отношении страховых организаций).

Самыми активными жалобщиками в Роспотребнадзор стали потребители финансовых услуг Свердловской области, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (5,8; 5,6 и 5,8% от всех обращений соответственно).
При этом, на действия страховых организаций в 2016 году больше всех в Роспотребнадзор обращались в Свердловской области (295 обращений) и Санкт-Петербурге (238 обращений). Третье и четвертое места разделили Республика Бурятия и Красноярский край соответственно.

В 2016 г. общее число проверок страховых организаций сократилось на 2,5% и составило 155 мероприятий по контролю. Из них 94 (61%) – внеплановых, что в 1,5 раз больше, чем плановых проверок (61, или 395%).
При этом по отношению к 2015 году, плановый контроль за деятельностью страховых организаций увеличился почти в три раза, а внеплановый уменьшился на 31%.

Как и в предыдущие годы, отмечает Роспотребнадзор, превалирующее количество выявленных характерных нарушений прав потребителей финансовых услуг пришлось на ст. 8–10, 12 Закона «О защите прав потребителей» (право потребителей на информацию) и ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» (свободный выбор товаров, работ, услуг).

По фактам выявленных Роспотребнадзором нарушений прав потребителей финансовых услуг в 2016 году было вынесено 2271 постановлений о назначении административного наказания (в 2015 и 2014 гг. – 1999 и 1853 постановлений соответственно), в том числе наложено 1996 административных штрафов на общую сумму 23,4 млн рублей и вынесено 275 предупреждений. Из них 193 административных наказания были назначены субъектам страховой деятельности.

Каждая форма участия Роспотребнадзора в судебной защите прав потребителей финансовых услуг имеет свои особенности правоприменения. Поэтому Роспотребнадзор тщательно анализирует каждый случай нарушения (ущемления) прав потребителей финансовых услуг на предмет наличия необходимых и достаточных оснований для принятия решения об обращении в суд.
Инициация гражданского дела в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей финансовых услуг рассматривается Роспотребнадзором как одна из форм административной деятельности. Чаще всего такому гражданскому делу предшествует проведение мероприятий по контролю и (или) возбуждение дела об административном правонарушении. Решение об инициации Роспотребнадзором гражданского дела принимается только тогда, когда необходимость вынесения пресекательного решения суда становится очевидной.
Предметом гражданского дела в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей могут быть только неимущественные требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17).
В сфере финансовых услуг предмет судебного спора, как правило, имеет четкое денежное или иное материальное выражение. Поэтому данный вид исков используется Роспотребнадзором редко (например, в случае системного нарушения прав потребителей финансовых услуг на информацию).

Дача заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей является самой распространенной и самой эффективной формой участия Роспотребнадзора в судах. В 2016 году Роспотребнадзором было дано 1682 заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей финансовых услуг, что на 23,8% меньше, чем в 2015 году.

Отмеченная в прошлых годах тенденция сокращения такого вида участия Роспотребнадзора в судах продолжилась при сохранении эффективности. Так, доля решений, вынесенных судом в пользу потребителей финансовых услуг в случаях дачи заключения Роспотребнадзором, в 2016 году составила 77,9% (1340 положительных решений на 1682 заключения).

Анализ статистических данных показывает, что отмечавшийся в 2015 году рост участия Роспотребнадзора в судебных процессах, в которых ответчиком выступала страховая организация, оказался локальным всплеском, так как в 2016 году территориальными органами Роспотребнадзора было направлено только 457 заключений по гражданским спорам данного вида против 635 заключений в 2015 году и 593 в 2014 году.

Наработанная в судах практика привлечения Роспотребнадзора для дачи заключения по гражданским делам объективно показала, что такие заключения носят системный характер. Заключение по гражданскому делу, данное территориальными органами Роспотребнадзора, даже учитывая особенности конкретных правоотношений спорящих сторон, имеет целью дать опосредованную правовую оценку уполномоченного федерального государственного органа в области защиты прав потребителей соответствующему виду правоотношений. Данная особенность приводит к тому, что суд, раз получив заключение по конкретному гражданскому делу, в дальнейшем может обходиться без привлечения представителей Роспотребнадзора к аналогичным процессам в целях достижения наибольшей эффективности рассмотрения судебных дел (представляется очевидным, что чем меньше участников, тем проще соблюдать требования процессуального законодательства).

Судебная практика по делам о защите прав потребителей, в том числе при уча-стии Роспотребнадзора во всех установленных законом формах такого участия, с 2016 г. публикуется на Государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей в сети Интернет, в разделе «Судебная практика» по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru/adjudications/federal

Показатели судебной практики, по мнению Роспотребнадзора, еще раз подтверждают вывод об эффективности судебной защиты прав потребителей финансовых услуг как институционального инструмента реализации потребительской политики (согласно пункту 1 статьи 17 Закона «О защите прав потребителей» защита прав потребителей осуществляется судом).

 

Версия для печати

  

Предыдущая новость  | Назад | Следующая новость