+7 (495) 765-3504
+7 (495) 518-5350
info@sadko-online.ru 

15.12.17
ЦБ придется побороться, чтобы порядок отказа от страховок был доступен и понятен, тогда проблема исчезнет

15.12.17
Адвокатам официально разрешили участвовать в бизнесе и напомнили про банкротство

14.12.17
Продажи иномарок за девять месяцев 2017 года выросли на 10,3%, российских автомобилей – на 11,3%

О государственной стратегии защиты прав потребителей

 

Опубликовано: 30.05.17 09:47

О государственной стратегии защиты прав потребителей

25 мая 2017 года на сайте Президента России опубликован Перечень поручений по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей.

Как видно из указанного Перечня, приоритетным президентским поручением является разработка и утверждение Правительством РФ к 1 сентября 2017 года Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, в которой, собственно, и должны быть изложены соответствующие госмеры.

Однако, уже не дожидаясь сентября, Президент РФ фактически за Правительство РФ сформулировал целостный набор госмер по защите прав потребителей, что подчеркивает актуальность проблемы.
Наиболее примечательными из них, пожалуй, являются меры усиления государственного регулирования договорных отношений с участием потребителей, в том числе: составление «черного списка» незаконных условий договоров с потребителями, введение запрета на предоставление частных займов под залог недвижимости, отказ частным кредиторам в судебной защите их прав, исключение из договоров страхования некомфортных для ряда потребителей условий, введение уголовной ответственности за нелегальное предоставление потребительских займов, сосредоточение судебной власти на делах о защите потребителей финансовых услуг и др.

Нетрудно заметить, что президентские поручения задают курс на усиление административных принципов регулирования правоотношений с участием потребителей путем последовательного исключения применения к ним правила «свободы договора» - вплоть до появления специального кодекса о защите прав потребителей.

Другой важнейшей особенностью предложенных Президентом РФ госмер является их очевидная направленность на первоочередную защиту прав потребителей именно финансовых услуг, что указывает на признание несовершенства государственного регулирования этого аспекта деятельности кредитных, страховых и прочих финансовых организаций.

Таким образом, главной целью Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года должно стать создание государством условий защищенности прав потребителей финансовых услуг, что отражает основной недостаток действующего государственного регулирования в этой сфере.
В этом смысле Банк России и Минфин РФ как «регуляторы» должны нести основную долю ответственности за упущения и просчеты, а потому возложение на них Президентом РФ бремени по исполнению поручений выглядит как шанс «реабилитироваться».

Однако, оказанное Президентом РФ доверие Банк России и Минфин РФ рискуют не оправдать - на это указывает установленный Счетной Палатой РФ факт скоропостижной утраты актуальности Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, т.е. самой профильной для этих организаций программы.

При таких обстоятельствах Правительству РФ для развития национальной системы защиты прав потребителей следует опереться не столько на предложения Банка России и Минфина РФ, сколько на знания и опыт специалистов таких ведомств, как:

  • Генеральная прокуратура РФ, которая обеспечивает прокурорский надзор за соблюдением законодательства о защите прав потребителей как финансовыми организациями, так и субъектами нормотворчества в этой сфере
  • Роспотребнадзор – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей
  • Минюст РФ, в задачи которого входит обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, проведение правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.

Также было бы целесообразно дополнить президентскую рекомендацию о регулярном обобщении судебной практики о защите прав потребителей правительственным предложением Верховному суду РФ обобщить судебную практику по рассмотрению дел в порядке административного производства об оспаривании гражданами законности нормативных правовых актов, связанных с реализацией их потребительских прав.

К сожалению, эти и другие недостатки президентского Перечня поручений по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей не внушают оптимизм по поводу качественной разработки в период массовых летних отпусков Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.
А, значит, реальное развитие национальной системы защиты прав потребителей - увы, вопрос не самого близкого будущего.

Ниже для сведения приводится

Перечень поручений по итогам заседания президиума Госсовета
по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 18 апреля 2017 года.

1. Правительству Российской Федерации:

а) разработать и утвердить Стратегию государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.
Срок – 1 сентября 2017 г.;

б) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:

  • применение контрольной закупки при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями в области защиты прав потребителей.

Срок – 15 сентября 2017 г.;

  • установление особых мер защиты прав социально уязвимых категорий потребителей (инвалидов, лиц пожилого возраста, детей) и административной ответственности за их нарушение;
  • определение перечня недопустимых, несправедливых, нарушающих права потребителей условий договоров в целях реализации принципа защиты слабой стороны договора в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей;
  • внедрение правовых механизмов защиты прав и законных интересов групп потребителей в судах (групповых исков);
  • введение запрета на понуждение потребителя под угрозой отказа в совершении сделки к предоставлению персональных данных в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг), а также установление административной ответственности за нарушение такого запрета.

Срок – 1 декабря 2017 г.;

в) предусмотреть в рамках разрабатываемой программы «Цифровая экономика» меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации, направленные на профилактику нарушений прав потребителей.
Доклад – до 1 сентября 2017 г.;

г) представить предложения:

  • по совершенствованию государственного контроля (надзора) за безопасностью находящейся в обороте продукции в целях снижения риска причинения вреда жизни и здоровью потребителей;
  • по расширению состава информации о продавце (изготовителе, исполнителе) и о товарах (работах, услугах), доведение которой до сведения потребителя является обязательным, а также по размещению такой информации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в соответствующих мобильных приложениях) лица, являющегося продавцом (исполнителем) в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», и лица, предоставляющего в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» возможность заключить договор с продавцом (исполнителем) и произвести предварительную оплату товара (услуги) на свой банковский счёт;
  • по развитию государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, включая разработку программного обеспечения (мобильного приложения), предусмотрев дополнительные меры, направленные на просвещение потребителей (информирование о правах и способах их защиты), а также на получение информации о лицензиях, сертификатах и иных документах, подтверждающих соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к товарам (работам, услугам) и продавцам (исполнителям);
  • по организации в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг консультирования населения по вопросам защиты прав потребителей, в том числе по вопросам, касающимся прав потребителей на финансовых рынках и банкротства физических лиц;
  • по выявлению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сайтов, используемых для совершения мошеннических действий (фишинговых сайтов), в том числе в сфере персональных данных, и по ограничению доступа граждан к таким сайтам.

Срок – 1 сентября 2017 г.;

  • по кодификации законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и его актуализации с учётом норм международного права;
  • по формированию системы досудебного урегулирования споров по вопросам защиты прав потребителей и развитию института независимой экспертизы качества товаров и услуг, предусмотрев участие в этой работе общественных объединений, ассоциаций (союзов) потребителей.

Срок – 1 декабря 2017 г.
Ответственный: Медведев Д.А.

2. Правительству Российской Федерации совместно с Банком России обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:

а) снижение предельного размера обязательств заёмщика перед микрофинансовой организацией или кредитной организацией по договору потребительского займа, по достижении которого такая организация не вправе начислять и взимать проценты за пользование займом, неустойку (штрафы, пени) и применять к заёмщику иные меры ответственности по указанному договору до полного погашения долга;

б) запрет на заключение с гражданином договора займа, исполнение обязательств по которому обеспечено ипотекой, лицом, не являющимся кредитором в смысле Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», а равно не являющимся единым институтом развития в жилищной сфере или его уполномоченной организацией, включённой в соответствующий перечень;

в) увеличение размера административного штрафа, налагаемого на должностных лиц, нелегально осуществляющих деятельность по предоставлению потребительских займов, а также введение уголовной ответственности должностных лиц и административного приостановления деятельности юридических лиц в случае повторного совершения такого правонарушения;

г) ограничение по требованию Банка России доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемым с нарушениями законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения на финансовом рынке, в том числе для совершения мошеннических действий на финансовом рынке;

д) лишение кредитора (заимодавца) права требовать исполнения заёмщиком обязательств по договору кредита (займа), в случае если такой договор заключён лицом, не являющимся кредитором в смысле Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», или если договор заключён с нарушением количественных ограничений по предоставлению займов.

Срок – 1 ноября 2017 г.
Ответственные: Медведев Д.А., Набиуллина Э.С.

3. Рекомендовать Банку России совместно с Минфином России и при участии общественных объединений, ассоциаций (союзов) потребителей:

а) изучить практику применения правовых норм, регулирующих деятельность микрофинансовых организаций, и представить предложения по дополнительному законодательному регулированию деятельности в этой сфере;

б) провести анализ правил страхования и представить предложения по исключению из них и из договоров страхования положений, ограничивающих права социально уязвимых категорий граждан.

Доклад – до 1 октября 2017 г.
Ответственные: Набиуллина Э.С., Силуанов А.Г.

4. Правительству Российской Федерации совместно с Верховным Судом Российской Федерации рассмотреть вопрос о повышении максимального размера исковых требований по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, подсудным мировым судьям.

Доклад – до 30 июня 2017 г.
Ответственные: Медведев Д.А., Лебедев В.М.

5. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации в целях усиления защиты прав потребителей регулярно обобщать судебную практику в этой сфере, в том числе по делам, связанным с защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг, и по спорам, вытекающим из договоров потребительского займа.

Доклад – до 1 сентября 2017 г., далее – ежегодно.
Ответственный: Лебедев В.М.

6. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при участии общественных объединений, ассоциаций (союзов) потребителей провести анализ практики реализации региональных и муниципальных программ по обеспечению прав потребителей и подготовить на его основе методические рекомендации по разработке и реализации таких программ для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Срок – 1 ноября 2017 г.
Ответственные: Медведев Д.А., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) образовать при высшем должностном лице (руководителе высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации координационно-совещательный орган с участием представителей заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных учреждений Банка России, региональных и местных общественных объединений потребителей, бизнес-сообщества в целях создания благоприятных условий для обеспечения прав потребителей, просвещения населения в области прав потребителей, реализации региональной торговой и промышленной политики с учётом прав потребителей;

б) обеспечить с учётом методических рекомендаций, предусмотренных пунктом 6 настоящего перечня поручений, разработку (корректировку) региональных программ, направленных на создание условий для реализации потребителями своих прав.

Срок – 1 мая 2018 г.
Ответственные: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

 

Версия для печати

  

Предыдущая новость  | Назад | Следующая новость